Абсолютно любой ребенок, который живет с родителями, любит, доверяет им — не только испытывает удовольствие от этих отношений, но в какие-то моменты и травмируется, рассказывает психолог Людмила Петрановская.
Например, не может быть с родителями тогда, когда он этого хочет, а они уходят на работу или уезжают в командировку. Иногда родители сердятся на него и пугают его, не могут выполнить какие-то его запросы и желания, которые для него очень важны, а они не хотят или не считают нужным.
Что важно понимать с самого начала?
Травмы есть в жизни любого человека. Как мы не можем вырастить ребенка без того, чтобы он не обжегся, не упал, не порезался, не заболел (что было бы очень странно), точно так же мы не можем вырастить ребенка, который за все свое детство так и не испытал бы травм привязанности, травматического воздействия, связанного с привязанностью. Который бы ни разу не испытал душевной боли, связанной с родителями. Это само по себе не фатально, это не катастрофа. Дети имеют некий запас прочности.
Мы можем вспомнить какие-то эпизоды из собственного детства, когда нам было грустно, потому что родители уехали, обидно, потому что они наказали или накричали, или как-то еще задели. Но это не разрушило наших отношений с ними, мы смогли это переварить, и ресурса, чего-то хорошего было больше в наших с ними отношениях, чем этих травматичных событий.
Вот это я призываю все время помнить и не ставить перед собой цель ни в коем случае не допустить, чтобы у ребенка была хоть какая-то травматизация по части привязанностей. Это невозможно и не нужно.
Задача как раз в том, чтобы те неминуемые переживания, которые ребенку доставляет жизнь, хотя бы просто потому, что родители не могут быть с ним все время (они, возможно, и хотели бы, но не могут, у них есть еще какая-то другая жизнь), — не были для него чересчур травматичными.